В 2022 году создано 439 быстрых зарядных станций в 12 пилотных регионах. В 2023 году субсидии на ввод в действие быстрых зарядных станций будут получать 34 пилотных региона. К 2024 году количество зарядных станций в России должно составить порядка трёх тысяч, рассказал Белоусов.
Задача по развитию электротранспорта и зарядной инфраструктуры решается во взаимодействии Минэкономразвития, Минпромторга и Минэнерго в рамках стратегической инициативы социально-экономического развития «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» и концепции развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года. Инициатива реализуется в три этапа: запуск рынка (создание инфраструктуры, то есть зарядных станций, и регуляторики); наращивание спроса и рост загрузки производств; локализация производства. Концепция, напомним, утверждена в августе 2021; в 2020 году Россия в рейтинге готовности стран к использованию электромобилей заняла 23-е место из 25.
По данным заместителя министра экономического развития Максима Колесникова, по итогам 2022 года наблюдается стабильный рост числа электромобили и зарядной инфраструктуры («стабильный рост по направлениям инициативы», сказано в сообщении на сайте правительства). В ноябре и декабре 2022 года недельный рост продаж электромобилей превышал 180 штук (в 2021 году в среднем регистрировалось 25 электромобилей в неделю). На сегодняшний день в России зарегистрировано 24,5 тысячи электромобилей, работает более 7,5 тысячи зарядных устройств и 35 операторов ЭЗС.
Меры господдержки включают скидки для покупателей в размере 25% при приобретении в кредит или лизинг отечественного электромобиля. Также в ряде регионов действуют такие меры, как бесплатная парковка и отсутствие транспортного налога.
Первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин отметил, что сейчас Минэнерго совместно с Минэкономразвития вводят в эксплуатацию ещё 872 «электрозаправки» в 39 регионах.
Основной мерой поддержки является межбюджетный трансферт в размере 2,7 миллиона рублей, он предоставляется в качестве субсидии на строительство одной электрозарядной станции. Около 1,8 миллиона рублей из этой суммы предоставляется в качестве субсидии на закупку оборудования, и ещё 900 тысяч рублей – на технологическое присоединение.
Минпромторг также реализует меры поддержки, к которым относятся программы льготного автокредитования и лизинга, субсидирование НИОКР, механизм заключения специальных инвестиционных контрактов с производителями, а также действующие программы Фонда развития промышленности, сообщил замглавы Минпромторга Альберт Каримов.
В стратегической сессии также приняли участие представители регионов и участники рынка, в том числе ООО «Моторинвест», АО «Элемент», ПАО «ФСК ЕЭС – Россети», АО «Ситроникс» (АФК «Система») и др.